О судьбе трилогии «Вий», влиянии пандемии на кинопроизводство и, конечно, о новых проектах нам рассказывает продюсер Алексей А. Петрухин.
Евгений Володин: Название «Русская Фильм Группа» пару лет назад активно упоминалось в различных СМИ в связи с довольно скандальными поводами - от конфликта обладателей прав на фильм «Тайна печати дракона» до задолженности перед Фондом кино. Как в итоге разрешились эти проблемы?
Алексей Петрухин: К сожалению, темы конфликтов, задолженностей, компроматов вызывают в обществе гораздо больший интерес, нежели позитивные, жизнеутверждающие и вдохновляющие истории. Отчасти в этом виноваты кино и телевидение, где одним из самых рейтинговых жанров был и остается детективный триллер. Кино и ТВ оказывают на воспитание современного молодого человека подчас гораздо большее влияние, чем семья и школа, а добрые традиции советской анимации и фильмов для детей и юношества сегодня, похоже, окончательно забыты.
Производственная компания «Русская Фильм Группа» (РФГ), снявшая успешный фильм «Вий 3D» и запустившая в работу сиквел «Тайна печати дракона», в самом начале производства сиквела получила удар в спину от недоброжелателей. Эти люди решили нажиться на якобы баснословных прибылях нашей компании и до сих пор используют всяческие юридические лазейки для того, чтобы препятствовать ее деятельности разными судебными исками. РФГ в качестве самостоятельного юридического лица входила в структуру группы компаний «Корпорация «Русская Фильм Группа», которая существует уже более 15 лет и объединяет в себе несколько производственных студий и других организаций, занимающихся кинобизнесом.
Авторы некоторых публикаций, упомянутых вами, даже не пытались вникнуть в суть предъявляемых нам претензий, не смогли разделить в своих материалах «Русскую Фильм Группу» и Корпорацию «Русская Фильм Группа» и тем самым только лили воду на мельницу наших недоброжелателей. А ведь любой, кто действительно хочет разобраться в происходящем, может обратиться напрямую к нам и получить исчерпывающие разъяснения по каждому из выдвинутых против нас обвинений.
У нас никогда не было конфликта между обладателями прав на фильм «Тайна печати дракона». Один из участников совместной деятельности в какой-то момент решил воспрепятствовать завершению работы над картиной, и мы смогли ее закончить и выпустить на экраны лишь благодаря поддержке Сергея Сельянова. Непосредственно перед выходом ленты на экраны конкурсные управляющие «Русской Фильм Группы» инициировали ряд публикаций и судебных исков, в том числе сделали громкие заявления об исках к Джеки Чану и Арнольду Шварценеггеру. Безусловно, развернутая этими лицами кампания крайне неблагоприятно отразилась на наших планах, практически похоронив международный прокат, на который возлагались серьезные надежды, и поломав всю запланированную рекламную кампанию в России.
Ваш читатель может решить, что спустя несколько лет я пытаюсь оправдаться, перекладывая вину за судьбу картины на других. Между тем мы исповедуем философию, согласно которой сами виноваты во всех своих бедах, и нам же предстоит самим решать все эти проблемы.
Задолженность перед Фондом кино действительно существует. Мы не смогли заработать на прокате фильма в России, а получение своей доли от проката в других странах занимает слишком много времени. К сожалению, новое руководство Фонда кино не захотело пойти нам навстречу и помочь с рассрочкой выплат по этому долгу, равно как и предоставить нам административный ресурс для работы с зарубежными партнерами. Однако мы не оставляем надежды быть услышанными и продолжаем просить Фонд кино дать нам возможность работать, чтобы отдать долги. Надеюсь, в конце концов мы сможем найти общий язык и урегулировать все эти вопросы.
- Чем сейчас живет Корпорация «Русская Фильм Группа»?
- «Тайна печати дракона» разделила нашу жизнь на до и после. Нам пришлось многое увидеть со стороны, переосмыслить, понять и попытаться что-то исправить. В недрах компании выросло большое число прекрасных специалистов, профессионалов своего дела, которые сегодня задействованы на самых громких отечественных проектах. А некоторые лидеры направлений РФГ уже создали свои кинокомпании и твердым шагом входят в индустрию самостоятельными игроками, и за этим приятно наблюдать. За полтора года вынужденного творческого отпуска мы обновили штат и подготовили новую стратегию развития, которую начнем внедрять осенью нынешнего года.
- Как на деятельности компании отразилась пандемия?
- Пожалуй, как и на любой другой российской кинокомпании. Нам пришлось поставить производство текущих проектов на паузу, что, однако, позволило нам взглянуть на них под новым углом и что-то поменять, улучшить, применить усовершенствованные технологии. Пандемия повлияла и на международный прокат «Тайны печати дракона»: некоторые международные дистрибьюторы начали расторгать подписанные договора, во многих странах картину выпустили только в цифровом формате, в результате чего мы недосчитались очень приличной суммы в виде упущенной выгоды.
Нам удалось показать «Тайну печати дракона» в Китае - не на большом экране, а в цифровом формате, но сборы от ее продаж в онлайне составили сумму, которая позволила бы нам полностью рассчитаться со всеми долгами и прилично заработать. Однако возникли трудности во взаимоотношениях с китайской государственной компанией. Мы гордились тем, что с китайской стороны нашим фильмом занимаются на самом высоком уровне, но и государственный статус партнера не уберег нас от проблем, разрешить которые пока не помогло даже имя Джеки Чана.
В этом случае нам как никогда пригодилась бы нематериальная помощь Фонда кино и Министерства культуры, которые могли бы использовать свои ресурсы для ускорения расчетов между нами и китайской стороной.
Так что пандемия нанесла по нам серьезный удар, но, как говорится, все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Мы стали сильнее и надеемся в будущем совершать меньше досадных ошибок, за которые приходится расплачиваться.
- Еще год назад вы писали в своем инстаграме (@alexpetrukhin. - Прим. ред.), что «Тайна печати дракона» уже приносит прибыль благодаря международным продажам. Можно ли утверждать, что сегодня у вас нет долгов по этому проекту и он вышел «в плюс»?
- Я мог бы привести здесь конкретные цифры сборов, но, поскольку наши расчеты до сих пор продолжаются, не хочу сейчас делить шкуру неубитого медведя. Узнав цифры продаж картины в Китае, я поспешил поделиться ими со своими подписчиками в соцсетях, уверяя партнеров, что мы контролируем ситуацию и вскоре сможем отрапортовать о разрешении всех спорных моментов. Однако за прошедший год ситуация так и не сдвинулась с места, и сегодня, к сожалению, мы по-прежнему имеем ряд долгов, в сумме чуть больше миллиарда рублей, которые обязательно закроем - надеюсь, что скоро. Можно сказать, что де-юре проект вышел в плюс, но де-факто нам нужно еще приложить определенные усилия, чтобы вернуть эти деньги, - чем мы в настоящий момент и занимаемся.
- «Вий» был задуман вами и Олегом Степченко как трилогия, и в процессе работы над первыми частями некоторые материалы снимались сразу с расчетом на использование в сиквелах. Что в итоге стало с проектом «Путешествие в Индию» - он заморожен или работа продолжается?
- Да, действительно, «Вий» задумывался как трилогия. Однако с момента начала работы над первым фильмом прошло много времени, изменился мир, и многое изменилось в кинематографе.
Проект «Путешествие в Индию» на сегодня заморожен. Мы отсняли часть материала, изготовили тизер, разработали пошаговый план съемок и смонтировали полноразмерный двухчасовой аниматик, который вышел настолько удачным, что мы даже думали выпустить анимационную версию. Мы детально проработали все трюки и придумали, как использовать новейшие технологии для удешевления производства при сохранении «вау-эффекта».
К сожалению, Индия до сих пор остается закрытой для иностранных съемочных групп. Теоретически можно было бы снять индийские сцены в другой стране или даже в павильоне, однако у нас в планах было не только широкое использование индийских актеров, но и инвестиционное партнерство с коллегами из этого государства. Таким образом, до конца года мы должны определиться, что делать с этим проектом дальше - закрыть и списать его в убыток или вытянуть и попытаться «выстрелить» с ним в прокате, учтя все ошибки «Тайны печати дракона».
- В какой стадии находится работа над лентой «Выйти из группы»? И что с «Гидроагрегатом»?
- Фильм «Выйти из группы» должен вызвать интерес не только у подростков, таких же, как его герои, но и у родителей, которые хотят разобраться в том, что происходит с их детьми в социальных сетях. Эту картину режиссера и сценаристки Марии Тумовой мы давно закончили и намеревались выпустить осенью 2020 года. Пандемия помешала этим планам, но зато у нас появилась возможность доработать ленту, перемонтировать некоторые сцены, улучшить звук. На сегодняшний день фильм полностью готов и участвует в различных фестивалях - которые, кстати, тоже часто переносятся. Надеюсь, массовый зритель сможет увидеть его уже нынешней осенью, сначала в кинотеатрах, а затем и на онлайн-платформах. Кстати, за это время мы успели реализовать еще пару малобюджетных проектов социальной направленности.
«Гидроагрегат» разрабатывался как большая зрительская история, и в течение подготовительного периода мы продумали и расписали все до мелочей. Однако нас с нашим партнером Сергеем Сельяновым очень убедительно попросили не поднимать тему аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, якобы потому, что общество может воспринять ее неоднозначно. Мы придерживались другого мнения, считая, что главный посыл картины несет позитив, но просьба закрыть этот проект, исходившая из очень высоких кабинетов, прозвучала слишком настойчиво. Таким образом, на сегодня проект заморожен, дальнейшая судьба этой ленты остается под вопросом.
- Расскажите, пожалуйста, о своих ближайших продюсерских работах.
- В любом интервью вопрос о творческих планах - самый интересный, часто люди соглашаются дать интервью именно ради него.
Как я уже говорил, за последние годы очень многое изменилось в мире и в киноиндустрии. Внимание зрителя существенно сместилось в сторону сериальной продукции, что в определенной степени поставило под угрозу российское большое кино: к вынужденной неравной конкуренции с Голливудом прибавилась битва за зрителя с отечественными сериалами.
Мы - не исключение. Наша солидная база постпродакшена развивалась в расчете на большое кино, тогда как сериальная продукция требует несколько иной техники. Также у нас по-прежнему сильнейший CG-департамент, способный удивлять. За последние полтора года мы сумели адаптироваться к новым форматам контента и провести серьезную работу по их созданию. На сегодня у нас имеется пакет из пяти больших сериальных проектов, способных в случае их реализации оказать влияние на всю отечественную сериальную индустрию, и в настоящий момент мы подыскиваем близких нам по духу партнеров и инвесторов.
Наш флагманский проект - сериал «Клон», название которого достаточно красноречиво намекает на его тематику. Мы возлагаем на «Клона» огромные надежды и страстно, до мурашек, мечтаем запустить его в производство как можно быстрее. Уже сделали тизер картины.
До мельчайших деталей проработан сценарий фантастического сериала с большим количеством спецэффектов «Виртуальный синдром», затрагивающий актуальную тему изменений, которые виртуальное пространство вносит в реальность вокруг нас.
Третий проект - «Код зверя» - посвящен фантастическому вопросу воздействия вирусов и генной инженерии на способности и возможности человека. Это своего рода начало «Людей Икс» с российской спецификой.
Четвертая история будет называться «Мамба» или «Белая мамба» - мы пока не определились, какое название ей лучше подойдет. Это бытовая история с элементами детектива об отношениях народа и власти, о предательстве и мести и, конечно, о любви.
Если для четырех перечисленных проектов подробно разработано по одному сезону из десяти серий, то для пятого, который мы уже заявляли некоторое время назад, - сериала о династии Романовых «Эпоха расцвета» - разработано сразу 12 сезонов по 12 серий. Свою поддержку в его реализации нам обещала одна из крупных госкорпораций, но что-то в итоге не сложилось, и мы взяли паузу, позволившую нам доработать этот грандиозный по своему размаху эпос. Уверен, что когда мы снимем этот сериал, его будет смотреть весь мир, ведь до сих пор никто не снимал ничего столь масштабного о российской истории.
Кроме того, в работе у нас на разных стадиях остаются пять полнометражных фильмов, которые были поставлены на паузу из-за пандемии. С осени мы рассчитываем запустить и возобновить производство всех своих проектов, включая картины «До полной луны один переход», «Старый хулиган», «Отряд С», продолжение «Училки» и комедию «Папы против мам». Уже сейчас формируем для них команды и скоро надеемся «зажечь»!
- Ваша с Анной Чуриной дочь Ксения довольно много снимается в кино. Вы прочите ей актерскую карьеру?
- При всей востребованности Ксении как актрисы ей необходимо окончить школу, и она, как ни странно, выбрала образование. Недавно она победила на всероссийских олимпиадах по литературе и математике и заняла второе место на проходившей в МГУ олимпиаде по биологии. При этом актерский талант ей, по всей видимости, был подарен Богом при рождении, и этот труд ей дается легко: например, совсем недавно она снималась в Казахстане в мистическом сериале «Шаман». Однако, несмотря на успехи в актерском деле, Ксения не стремится стать актрисой и не хватается за любое предложение.
Несколько лет назад дочь всерьез подумывала о режиссуре и в 12 лет сняла свой первый короткий метр, но вскоре убедилась в том, что профессия продюсера еще интереснее. Если раньше она считала, что продюсер - это тот, кто дает деньги на съемки, то теперь, поработав на нескольких проектах, походив на лекции и семинары в киношколе, она знает, что задача продюсера - произвести проект от самого начала, от идеи и до конца, то есть до показа его зрителям. По части выбора профессии мы предоставляем Ксении полную свободу, и она сама решает, чему ей хотелось бы учиться. В качестве желаемых вузов у нее фигурировали университеты в Японии и Шотландии, но сейчас она нашла себе подходящее учебное заведение в России. Так что могу резюмировать: наша дочь сама выберет тот путь, который покажется ей наиболее интересным, и мы никак не подталкиваем ее к принятию этого решения.
- Что лично вам как продюсеру хотелось бы изменить в российской киноиндустрии в первую очередь?
- В первую очередь я как продюсер ожидаю от государства более активного участия в киноиндустрии, развитии кинопоказа, строительстве кинотеатров, воспитании у молодежи культуры кинопросмотра, вплоть до введения в школах уроков кино, как это было сделано в Китае. Китай, как и Соединенные Штаты, успешно применяет советскую практику воспитания подрастающего поколения при помощи кино, которое давно уже используется как оружие - в том числе и массового поражения, к сожалению. Считаю очень правильной сложившуюся у нас систему господдержки российских мейджоров: в стране должны существовать несколько мощных кинопроизводителей, способных создавать большое кино. Однако зачастую вместо того, чтобы сообща противодействовать засилью иностранного кино, наши мейджоры жестко конкурируют между собой.
Возможно, на развитие отечественной киноиндустрии могли бы положительно повлиять определенные ограничительные меры в отношении зарубежной кинопродукции, как это сделано во многих странах, но для того чтобы вводить эти ограничения, необходимо как минимум увеличить емкость рынка. Во всяком случае, я убежден, что представителям российского кинобизнеса необходимо сплотиться при деятельном участии государства.
- Какие еще свои планы вы могли бы раскрыть в сегодняшнем разговоре?
- За последние полтора года мы разработали бизнес-план по созданию собственной онлайн-платформы, онлайн-кинотеатра и сегодня ведем переговоры с возможными стратегическими партнерами. Рынок онлайн-платформ в нашей стране уже сформирован, в нем существуют бесспорные лидеры, но наша разработка, о запуске которой мы объявим совсем скоро, будет включать оригинальные функции, которых пока нет ни у кого из участников этого рынка.
Источник: https://kinobusiness.com/interview/my-stali-silnee/