В России предложено ввести поправки, позволяющие участвовать в системе CORSIA по принуждению авиаперевозчиков компенсировать сложноустранимые выбросы. Такие меры, несмотря на экологическую цель, могут повлечь повышение цен на энергию и сырье, а также рост климатического следа.

Авиакомпании на пороге покупок воздуха?

Согласно представленному документу, российские авиаперевозчики, чьи годовые выбросы превышают 10 тысяч тонн СО₂-эквивалента, будут обязаны сдавать соответствующую отчётность. Начиная с 2031 года, им предстоит компенсировать свои выбросы путём приобретения углеродных единиц. Как подчеркнул заместитель министра экономического развития Максим Колесников, интеграция международных стандартов CORSIA в национальное законодательство может обеспечить стабильный спрос на российские углеродные сертификаты, поддерживая их стоимость на уровне 70–90 долларов США.

Вместе с тем, в сопроводительных материалах к законопроекту отсутствует анализ потенциальных издержек для авиакомпаний. По оценкам российского подразделения международной компании Earthood, расходы отечественных перевозчиков на компенсацию выбросов в период с 2027 по 2035 год могут варьироваться от 61 до 258 миллиардов рублей. Несоблюдение норм CORSIA, которые с 2027 года станут обязательными для всех государств — членов ИКАО, повлечёт за собой штрафные санкции, однако их размер и порядок применения на данный момент не уточнены.

Одним из наиболее спорных элементов законопроекта стал предложенный механизм имплементации. В действующей редакции документ предусматривает внедрение так называемых «отраслевых мер по ограничению выбросов парниковых газов». Перечень этих мер, а также круг организаций, подлежащих регулированию, будут определяться профильными ведомствами. Это может создать прецедент расширения сферы действия углеродного регулирования: сегодня под него попадают только предприятия с ежегодными выбросами свыше 50 тысяч тонн СО₂-экв., независимо от отрасли.

Ни сам законопроект, ни пояснительные материалы не раскрывают, какие конкретно меры будут отнесены к «отраслевым». В мировой практике наиболее распространёнными инструментами являются квотирование выбросов и углеродный налог. В России система квотирования пока действует лишь в рамках пилотного Сахалинского эксперимента, завершение которого запланировано на 2028 год. В ходе его реализации уже высказываются разные оценки эффективности используемых механизмов, а также существуют сомнения в их практической значимости.

По мнению Владимира Лукина, руководителя органа по валидации и верификации компании «Кэпт Верификация», не следует переоценивать роль отраслевой инициативы. CORSIA выступает внешним стимулом, способным поддержать развитие внутреннего углеродного рынка и побудить компании реализовывать климатические проекты с возможностью их монетизации. Однако правила и стандарты инициативы пока сформулированы в общих чертах и продолжают развиваться. Если рассматривать участие России в CORSIA как катализатор для масштабной трансформации всей национальной системы регулирования выбросов, это может привести к преждевременным и необоснованным решениям из-за высокой степени неопределённости.

Эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования РАН ранее отмечали, что тиражирование «Сахалинской модели» на всю территорию страны не принесёт ожидаемых результатов. Такой подход не позволит достичь ключевых целей климатической политики — ни обеспечить рост поступлений в бюджет, ни защититься от «трансграничного углеродного налога» ЕС, ни интегрироваться в глобальный рынок углеродных единиц в соответствии со статьёй 6 Парижского соглашения.

Что касается введения углеродного налога, то, по оценкам ИНП РАН, это может спровоцировать значительное удорожание важнейших товаров: стоимость электроэнергии может вырасти до 25%, тепловой энергии — до 80%, минерального сырья — до 35%, а удобрений — до 50%. В совокупности подобные изменения могут усилить инфляцию и поставить под угрозу развитие целых отраслей экономики.

Лукин также акцентирует внимание на том, что регулирование должно быть ориентировано на стратегически значимые технологии и решения, приоритеты в этой области пока не сформированы. Внедрение дополнительных мер углеродного регулирования может оказаться преждевременным и привести к обратному эффекту. Российский бизнес особенно чувствителен к новым регуляторным бременям, которые способны вызвать заморозку инвестиционных и модернизационных программ. В результате неосуществлённый модернизационный потенциал может привести не к сокращению, а к росту общего объёма выбросов.

Ранее глава Минэкономразвития Максим Решетников неоднократно заявлял, что власти будут придерживаться «мягкой модели» регулирования, основанной на обязательной отчётности и добровольной реализации климатических инициатив. Тем не менее, текущий законопроект, наделяющий ведомства широкими полномочиями по введению отраслевых мер, может свидетельствовать о резкой смене курса. При этом остаются открытыми вопросы о причинах подобных изменений и о наличии у правительства качественной оценки связанных с ними рисков.

Источник: https://mibrf.ru/mainstage/aviaperevozchikam-prodadut-vozduh/